Абитуриенту с ОВЗ и инвалидностью

Как правильно выбрать специальность/направление подготовки?

Воспользоваться сервисами:

Атлас профессий

Подбор образовательных программ на сайте СКФУ

Получить информацию в Ресурсном учебно-методическом центре по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (РУМЦ СКФУ)

Получить консультацию по тел.: 8-800-707-84-67

При выборе будущей профессии необходимо учитывать факторы производственной среды и трудового процесса, которые могут быть противопоказаны по состоянию здоровья:



 

Ограничение по здоровью

Противопоказания:

  • значительная и средней тяжести физическая нагрузка;
  • вынужденная рабочая поза;
  • чрезмерная нервно-психическая нагрузка;
  • контакт с вредными химическими веществами;
  • напряжение зрения выше погранично допустимого уровня;
  • постоянные наклоны туловища;
  • освещенность рабочего места ниже нормы;
  • шум, вибрация

Противопоказания:

  • работа, требующая полноценной функции обеих конечностей, полной амплитуды движений в крупных суставах, заданного темпа выполнения производственных операций, поднятия тяжестей на высоту и их перемещения;
  • работа, выполняемая в неблагоприятных микроклиматических условиях (холод, сырость);
  • работа, связанная с повышенной опасностью травматизма в контакте с токсическими веществами сосудосуживающего действия;
  • работа с длительным пребыванием на ногах, требующая полной сохранности объема движений в суставах, подъемом и спуском по лестнице, подъемом и переносом тяжестей;
  • длительное фиксированное положение тела с отсутствием возможности перемены положения, предписанный темп работы;
  • шум, вибрация

Противопоказания:

  • работа, связанная с активным общением с людьми;
  • работа, связанная с опасностью травматизма;
  • работа, требующая хорошей координации движений;
  • контакт с химическим веществами
  • повышенный уровень шума, вибрации

Противопоказания:

  • работа, требующая физического напряжения, выносливости, психологических нагрузок, повышенной концентрации внимания;
  • работа, связанная с высокой опасностью и травматизмом (работа на неустойчивых плоскостях, с движущимися механизмами, на конвейере)
  • повышенный уровень шума, вибраций;
  • неблагоприятные метеорологические и микроклиматические факторы;
  • контакт с химическими веществами нейротоксического действия.




Знания о некоторых ограничениях в выборе будущего профессионального пути, необходимо дополнять знанием своих склонностей и способностей к определенным видам деятельностей. Вы можете пройти профориентационное тестирование:

- на сайте инклюзивноеобразование.рф и узнать, в каком направлении, гуманитарном или техническом, стоит развивать профессиональные интересы. 

- в лаборатории профессионального психологического тестирования РУМЦ СКФУ и получить индивидуальную профориентационную консультацию с получением профиля  профессиональных способностей и склонностей. Записаться на профориенатционное тестирование можно по тел.: 8-800-707-84-67


Информация об особых правах

Особые права


Информация об особенностях проведения вступительных испытаний для лиц с ОВЗ и инвалидов

Особенности проведения вступительных испытаний для лиц с ОВЗ и инвалидов



Инклюзивное образование в СКФУ

Доступная среда университета

овз

Для обеспечения обучающимся с инвалидностью и ОВЗ равных возможностей в СКФУ созданы специальные образовательные условия:

  • безбарьерная архитектурная среда;
  • доступное информационно-образовательное пространство:

- универсальные рабочие места;

- учебные аудитории, специально оборудованные с учетом потребностей студентов с разными видами инвалидности;

- переносные специальные технические средства обучения (ассистивные технологии);

- Центр коллективного пользования специальными техническими  средсвами обучения

  • Адаптированные образовательные программы
  • Подготовленные преподаватели, наставники, тьютор, психолог, социальный педагог
  • Обучение в инклюзивных группах
  • Психолого-педагогическое сопровождение (при необходимости)
  • Инклюзивное волонтерство
  • Услуги тифлосурдопереводчика

овз1

Безбарьерная архитектурная среда СКФУ обеспечивает доступность прилегающей территории, входных путей и путей перемещения внутри зданий университета. Все корпуса вуза оснащены специальными гусеничными мобильными лестничными подъемниками, входные группы оборудованы пандусами, кнопками вызова помощников, санитарными комнатами, учитывающими физиологические особенности обучающихся инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Рядом с учебными корпусами расположены места для парковки. Большинство зданий оснащено внутренней навигацией (мнемосхемами), позволяющей верно ориентироваться, быстро и безопасно передвигаться в учебных корпусах. Отдельного внимания заслуживает бассейн, посещение которого является полностью доступным для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха.

овз3

Доступность информационно-образовательного пространства вуза обеспечивается наличием учебных аудиторий, специально оборудованных с учетом потребностей обучающихся с разными видами инвалидности  и универсальных рабочих мест, оборудованных современными специальными техническими средствами обучения и программными продуктами, позволяющими адаптировать процесс получения и обработки учебной информации с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

В комплект универсальных рабочих мест входят: специализированный рабочий стол, регулируемый по высоте; персональный компьютер с программой экранного доступа для незрячих или слабовидящих; стационарный видеоувеличитель; принтер и дисплей Брайля;  адаптированная клавиатура с крупными кнопками; джойстик компьютерный адаптированный. Кроме этого, есть возможность использовать в процессе обработки информации универсальное цифровое устройство для чтения, прослушивания и управления различными компонентами информационного пространства и беспроводные портативные звукоусиливающие системы.

овз 4

Универсальные рабочие места расположены:

  • в библиотеке учебного корпуса № 9 (г. Ставрополь, пр. Кулакова, 2)
  • в Научной библиотеке СКФУ (г. Ставрополь, ул. Пушкина, 1)
  • в учебном корпусе 8, аудитория 110а (г. Ставрополь, ул. Ленина 133б)
  • в филиале СКФУ в г. Пятигорске

Научная библиотека университета оснащена изданиями более 700 федеральных, региональных, вузовских издательств, научно-исследовательских институтов, ведущих авторских коллективов, адаптированными для использования лицами с нарушениями зрения.

В СКФУ создана тифлоаудиолаборатория, в которой изготавливаются аудиоучебники. В настоящее время передано в библиотеку СКФУ 9 аудиоучебников по дисциплинам базовой части учебных планов: История, Русский язык, Иностранный язык и др.

Центр коллективного пользования специальными техническими  средствами обучения (ЦКП), расположенный  в учебном корпусе № 8 (г. Ставрополь, Ленина, 133 Б, ауд. 110 а) оснащен:

  • высокопроизводительными техническими средствами обеспечения образовательного процесса для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ;
  • разрабатывает и транслирует ассистивные технологии;
  • предоставляет оперативный доступ к технологическим ресурсам).

Деятельность ЦКП направлена на создание инклюзивной образовательной среды для повышения качества процесса обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью путем формирования комплекса ассистивных технологий для обучающихся с различными ограничениями по здоровью, отвечающих современным требованиям по техническим и эксплуатационным характеристикам.

Для обучающихся с нарушениями зрения:

  • визуальные средств для чтения, позволяющие изменять размер шрифта, размер текста, межстрочные интервалы, синхронизировать визуальную информацию с ее текстовым выражением, регулировать скорость и объем прочитываемого материала;
  • технические средства, позволяющие печатать текст рельефно-точечным шрифтом, конвертировать обычный текст в текст, написанный с помощью азбуки Брайля, а также создавать выпуклые изображения (схемы, графики, рисунки, таблицы), позволяющие воспринимать напечатанную информацию на ощупь;
  • программное обеспечение, позволяющее использовать текстовую информацию через синтезированную речь или шрифт Брайля и осуществлять доступ к экрану компьютера.

Для обучающихся с нарушениями слуха:

  • устройства и технологии, предназначенные для получения информации, позволяющие полноценно воспринимать распространяемую преподавателем информацию в аудитории в условиях повышенного фонового шума и на значительном расстоянии от источника звука;
  • визуальные устройства и технологии, предназначенные для сопровождения учебных видеоматериалов субтитрами, позволяющими полноценно воспринимать информацию;
  • слухоречевые тренажеры, с помощью которых осуществляется коррекция и развитие слухового восприятия;
  • программное обеспечение, позволяющее конвертировать устную речь в текстовый и жестовый форматы.

Для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

  • специализированная мебель, регулируемая по высоте;
  • альтернативные компьютерные мыши, клавиатуры, компьютерные роллеры;
  • электронные указывающие устройства, ай-трекеры, позволяющие работать с текстовой информацией с помощью ультразвука, инфракрасного луча, движений глаз или сигналов нервных окончаний.

Полный  перечень оборудования ЦПК представлен на официальном сайте СКФУ

Воспользоваться этими средствами наши студенты могут совершенно бесплатно!

Адаптированные образовательные программы

Обучающиеся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья имеют право выбрать, по какой образовательной программе они будут обучаться - основной образовательной программе высшего образования или адаптированной образовательной программе высшего образования (АОП). Адаптированная образовательная программа разрабатывается на основе основной программы по личному заявлению обучающегося и учитывает индивидуальные возможности и особые образовательные потребности студента.

При выборе обучения по АОП для студентов предусмотрен:

  • изучение адаптационных дисциплин (модулей);
  • особый порядок освоения дисциплины «Физическая культура» на основании соблюдения принципов здоровьесбережения и адаптивной физической культуры;
  • выбор мест прохождения практик согласуется с требованием их доступности для инвалидов и обучающихся с ОВЗ с учетом рекомендаций медико-социальной экспертизы к условиям и видам труда для указанной категории обучающихся;
  • включение в образовательную программу специализированных адаптационных дисциплин (модулей);
  • проведение текущей и итоговой аттестации с учетом особых образовательных потребностей обучающихся.

Психолого-педагогическое сопровождение

В СКФУ создана система помощи и поддержки в процессе овладения профессиональными и общекультурными компетенциями обучающимися с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.

Комплексную поддержку обучающихся осуществляют специалисты РУМЦ: психолог, тьютор, социальный педагог, специалист по программным и техническим средствам обучения, оказывающие услуги по психолого-педагогическому и тьюторскому сопровождению, организации культурно-досуговой деятельности, профессиональному самоопределению и дальнейшему трудоустройству. Специалисты РУМЦ координируют работу по разработке АОП ВО и разработке специального учебно-методического обеспечения.

В РУМЦ работают сотрудники с нарушениями зрения и опорно-двигательного аппарата, взаимодействие с которыми создает атмосферу психологического комфорта и ситуацию мотивации успеха у обучающихся. 

Также в СКФУ действует психолого-педагогический и социальный консилиум по работе со студентами с ОВЗ и инвалидностью. Специалисты консилиума осуществляют разработку, планирование единой программы индивидуального сопровождения обучающегося в процессе профессиональной подготовки.

Меры социальной поддержки

  • социальная стипендия дополнительно к академической стипендии
  • повышенная стипендия, при условии успешной учебы, для обучающихся 1-2 курсов
  • материальная помощь (по личному заявлению) 2 раза в год
  • внеочередное заселение в общежитие и освобождение от оплаты за проживание в общежитии
  • бесплатный летний и зимний отдых (один раз два года)

Содействие в трудоустройстве выпускников с инвалидностью

Заключено соглашение о сотрудничестве по вопросам трудоустройства с Министерством труда и социальной защиты населения СК, в рамках которого функционируют:

  • сервисы по поиску работы, конкурсы от работодателей, консультации по составлению резюме;
  • участие в кадровой программе «Развитие сферы труда и занятости населения»;
  • банк вакансий и специально оборудованные рабочие места;
  • повышение квалификации по дополнительным образовательным программ;
  • предоставляются гарантии трудовой занятости путем проведения специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда
  • конкурсы профессионального мастерства «Абилимпикс», «Профессиональное завтра»

Ресурсный учебно-методический центр по обучению лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (РУМЦ) является инновационным учебно-научным подразделением, организованным для создания специальных условий, обеспечивающих доступность и инклюзивность высшего образования. Специалисты РУМЦ тесно сотрудничают с вузами, административными органами, образовательными организациями, органами социальной защиты, труда и занятости населения, медико-социальной экспертизы, научными и другими организациями Северо-Кавказского федерального округа.

Деятельность РУМЦ направлена на популяризацию процесса получения высшего образования лицами с ОВЗ и инвалидностью; на предоставление информационных и консалтинговых услуг лицам с ограниченными возможностями здоровья, их ближайшему социальному окружению, представителям вузов, начинающих реализацию обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью по вопросам создания специальных образовательных условий;  на развитие волонтерского движения в области инклюзивного образования, активизацию и поддержку общественных инициатив в сфере инклюзивного образования.

В структуру РУМЦ входит:

 - Центр коллективного пользования

- Тифлоаудиолаборатория

- Инклюзивный коворкинг профессиональных и образовательных инициатив

- Лаборатория профессионального психологического тестирования

- Сall-центр

2

Инклюзивный коворкинг профессиональных и образовательных инициатив - пространство профессиональных и образовательных инициатив. Помещение площадью 144 кв.м., оснащенное специальной модульной мебелью и оргтехникой (в т.ч. специализированной – напр., индукционная петля), а также беспроводной сетью wi-fi.

Инклюзивный коворкинг включает 10 индивидуальных рабочих мест (для единовременной работы с использованием переносной оргтехники), а также конференц-зону, вмещающую до 70 участников.

В коворкинге также есть зона для размещения Интерактивной площадки «Территория взаимопонимания».

В смежной с коворкингом аудитории располагается Центр коллективного пользования, включающий дополнительно 7 специально оборудованных рабочих мест.

Данный комплекс (инклюзивный коворкинг+ЦКП) предназначен для проведения профессионально ориентированных и образовательных мероприятий в рамках как индивидуальной, так и коллективной работы с категорией сотрудников с студентов с ОВЗ и инвалидностью, представителями вузов-партнеров и партнерских организаций.

img1639063325010

Лаборатория профессионального психологического тестирования оснащена  оборудованием для проведения психологического анализа и тестирования с возможностью проведения тренингов с биологической обратной связью (БОС) (Реакор-Т, Эгоскоп) .

На базе лаборатории проводятся сеансы психокоррекционного биоуправления лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), инвалидностью и здоровых пациентов, которым требуется психологическая помощь, исправление особенностей психологического развития, не соответствующих оптимальной модели. С помощью специальных современных (Medicom, 2021) цифровых инструментальных методик, основанных на электроэнцефалограмме (ЭЭГ) осуществляется деятельность, направленная на формирование у человека нужных психологических качеств для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям. Биологическая обратная связь (БОС) обеспечивает возможность имплицитного обучения лиц с пограничными расстройствами различного происхождения: неврастенический синдром, фобии, истерия, абессивные и аддиктивные состояния.

Для обучающихся СКФУ с ОВЗ и инвалидностью диагностика является бесплатной!

Call-центр - подразделение занимающееся обработкой обращений и информированием в режиме реального времени лиц с инвалидностью и ОВЗ, преподавателей вузов, педагогов и других заинтересованных лиц о путях решения возникающих проблем в процессе профессионального самоопределения, выбора образовательной организации для получения профессии, трудоустройства и других жизненных ситуаций.

Call-центр предназначен для консультаций:

- лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, и их родителей (законных представителей);

- сотрудников общеобразовательных организаций и образовательных организаций высшего образования;

- представителей общественных организаций инвалидов.

На все интересующие вопросы можно получить ответы по телефону Call-центра – 8-800-707-84-67 (звонок бесплатный).

Контактная информация

Ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов  и лиц с ограниченными возможностями

Адрес: г. Ставрополь, пл. Ленина 3а, корпус 6а, ауд.203 а

Телефон: (8652) 95-68-00, добавочный 4091

Почта: rumc_skfo@ncfu.ru 

Вконтакте

Телеграм

Одноклассники

Дзен